Художник для того, чтобы действовать на других, должен быть ищущим, чтобы его произведение было исканием. Если он все нашел и все знает и учит или нарочно потешает, он не действует. Только если он ищет, зритель, слушатель, читатель сливается с ним в поисках. Л. Н. Толстой
Эту цитату Льва Толстого можно поставить эпиграфом к этому небольшому эссе, посвященному одному из своеобразных и удивительных художников Петербурга Халиму Амирову.
Среди живущих художников - наших современников не так много сыщется художников — истинных бунтарей, борцов и искателей. Чтобы искать свой путь в искусстве нужно немалое мужество и смелость, ведь всегда велик соблазн подстроить свое творчество под вкусы широкой публики, писать хорошо продаваемые коммерческие картинки. Но именно в результате такой деятельности, если ею долго и систематически заниматься, и утрачивается у художника свой неповторимый взгляд на мир, свежесть и острота восприятия, художник потихоньку превращается в ремесленника, а его работа превращается в рутину, в штамповку одних и тех же раскрученных сюжетов. Халим Амиров— художник ищущий, активный, неуспокоенный. И эта бешеная энергетика поиска, пульсации молодой крови, неиссякаемого любопытства к исследованию мира всегда проявлена в его произведениях. Он всегда полон оригинальных идей и проектов и креативен в самых разных видах деятельности. Халим успешно реализуется в разных творческих ипостасях — как поэт, скульптор, живописец, график, дизайнер.
Халим родился в небольшом старом городе Миасс Челябинской области, известном в 19 веке как город золотодобытчиков, а в 20 веке - как один из центров российского военно-промышленного комплекса. Рисовать он начал рано, окончил художественную школу и в 13-14 лет уже расписывал стены в аудиториях родной школы. Затем поступил на художественный факультет Магнитогорского пед.университета. Молодой, романтически настроенный, полный амбиций художник рвался душой в культурные столицы — Москву и Петербург. И вот, будучи студентом третьего курса, автостопом он отправляется на встречу своей мечте. Москва — город контрастов, сразу обернулась ему двумя своими противоположными сторонами, показав и опасности и возможности мегаполиса для творческого человека. Пробыв в ней всего один день, Халим успел из-за своего творчества попасть и в «кутузку» и на телевизионный экран со своей авторской песней. Но настоящей его любовью стал Петербург, с которым он сразу ощутил близость и родство. И сразу понял, что это его город, в котором он хочет жить, творить и развиваться. И уже через два года он приехал сюда, чтобы остаться. Здесь он закончил образование на художественном факультете РГПУ им.А.И.Герцена и начал развиваться как самостоятельный самобытный художник.
Для творческого пути Халима характерен постоянный эксперимент и поиск на холсте новых выразительных средств, новых форм и цветовых сочетаний. Холст для него - поле боя, на котором он ведет незримый зрителю бой с самим собой.
Он как воин света на своей же темной стороне.
Его арсенал средств самовыражения крайне разнообразен — он пишет пальцами, мастихином, кистью, флейцем, пульверизатором и, кажется, иногда, что нет такого предмета, который его креативный ум не смог бы приспособить для создания картины или арт-объекта. Если нет холста, а в трудной жизни настоящего художника-искателя, бывают и такие моменты, Халим пишет на любом материале, который ему доступен в данный момент, мастерски используя его фактуру и своеобразие для своих художественных целей. (привести пример)
Если ретроспективно рассмотреть его творчество к настоящему моменту времени, то вдумчивый и наблюдательный зритель без труда заметит несколько особенностей и выделит несколько главных тем, которые волнуют художника. У Халима нет красивых натюрмортов, завораживающих пейзажей с успокаивающими душу видами природы или каких-то невинных и умиротворяющих жанровых сцен. Зато в каждой его картине есть действие, и есть конфликт. Поэтому он обращается, например, к социально-политической теме ( как неравнодушный гражданин и патриот своей страны).
Красной нитью проходят через его творчество бесконечные попытки решить через свое искусство проблему места женщины в современном мире и в жизни мужчины, разгадать загадку женской души. Халим в своем творчестве откровенно исследует весь спектр отношения к женщине, постепенно восходя от грубой анатомии и взгляда на женщину как на исключительно сексуальный объект, к романтическим образам (которые у него тоже всегда откровенно-сексуальны) и, наконец, к неким абстракциям, символам и архетипическим обобщениям.
Живопись Халима всегда актуальна, это живой выплеск эмоций в ответ на то, что происходит в его жизни. Это отражение реальной современной жизни, как видит ее художник. Он не придумывает себе идеальный мир, не пытается спрятаться там от пугающей действительности. Он не уходит в прошлое и не изобретает будущее, он всегда в настоящем моменте, здесь и сейчас, и в его живописи сконцентрирована эта энергия текущего момента, энергия сегодняшнего дня, биение жизни. И в этом ее невероятная притягательность для зрителя.
Автор эссе Юлия Штерн