Александра Сперанская родилась на берегах Невы в творческой семье, отец ее -художник, мать -искусствовед, поэтому не будет преувеличением сказать, что любовь к живописи и чувство прекрасного она впитала с молоком матери. И самых первых моментов самоосознания, другого жизненного пути кроме пути художника она себе не мыслила, искусство было ее естественной средой обитания, было воздухом, которым она дышала. Естественным образом, с раннего детства она училась азам художественного ремесла у отца, потом в знаменитом художественном лицее им. Иогансона, затем в Академии Художеств. Александра Сперанская, окончив графический факультет Академии Художеств, является совершенным профессионалом во всех графических техниках и в живописи: она может делать прекрасные офорты, иллюстрации к книгам, пастели, акварели, литографии, прекрасно пишет маслом, сочетает в своих работах различные материалы. Всеми техниками она владеет абсолютно свободно и уверенно. Печатный станок, карандаши, кисти, краски, мелки, маркеры и даже обычная шариковая ручка - все в руках мастера превращается в послушные инструменты, с помощью которых творится настоящее волшебство, волшебство творчества. Александра Сперанская является наследницей и носительницей подлинных традиций русской и петербургской художественной школы.
Художник, в порыве вдохновения, проникает куда-то вглубь, за пределы видимого мира, в тонкие энергетические слои и, по-своему преображая их, пытается донести до зрителя, до нас с вами. Всякий объект, всякое явление жизни художник трактует по-своему, и этот новый оригинальный взгляд и его оригинальное воплощение и определяют ценность произведения искусства.
Художественное творчество Александры Сперанской поэтично и фантастично, т.к. она способна увидеть божественную искру в самом обыденном предмете, по-детски удивиться и полюбить этот предмет всей душой, и его образ, преображенный этой божественной любовью, воплотить в своей картине, будь- то графика или живопись. И этот, вроде бы, незначительный предмет, например ничем не примечательный артишок, в интерпретации Александры начинает звучать для нас по-новому, как будто она, каким-то особым образом, освещает для нас доселе темный уголок мироздания. А иногда этот предмет трансформируется, вплетается на ее картине в новую ткань реальности и становится уже чем-то иным, чем-то новым, странным и непонятным, приобретает новые краски и новое звучание, превращается в метафору или символ. И мы удивленно и восхищенно всматриваемся в ее полотна, завороженные ее мастерством и игрой фантазии, пытаясь эту метафору и этот символ разгадать. (указать названия картин).
Ни для кого не секрет, что искусство — тернистый путь. Оно как библейский змей-искуситель. Художник внемлет ему, откусывает от запретного плода и навсегда погружается в творчество, будучи изгнан из райской жизни. Ибо жизнь художника, посвятившего себя служению искусству, поистине тяжела и трудна. А женщине быть в искусстве, наверное, еще тяжелее, так как ей хочется реализоваться еще и в качестве матери, исполнить свое природное предназначение и, зачастую, ради семьи и детей, приходится жертвовать творчеством, и не всегда на него остается много времени. Но тем большую ценность приобретает каждая работа, потому что проходных работ нет — слишком ограничено и ценно то время, которое художник посвящает живописи, чтобы тратить его на халтуру и подделки.
Современный художник, пишущий не на заказ, а по велению души, - весь - со своими страхами и сомнениями, мыслями и чувствами, со своим темпераментом и настроением, со своими страстями и страданиями — весь воплощается в своих произведениях в каждый момент своей жизни. Это проявляется в выборе тем, в композиции, в колористике художественного произведения. Картины Александры Сперанской приоткрывают нам сложную темпераментную личность художника со своим оригинальным взглядом на мир. Темы ее творчества разнообразны. Она обращалась и к социальным проблемам, посвятив этому серию интересных графических работ, где отразила современную жизнь с тонкой наблюдательностью и юмором. Обращает на себя внимание и серия работ акрилом «Опасные связи» (мое условное название), в которой художник нетривиально интерпретировала образы 18 века в оригинальных, тщательно проработанных композициях, в которых нет ни одной лишней детали, и при этом каждая мельчайшая деталь доведена до совершенства и работает на общий замысел. В каждую картинку хочется всматриваться снова и снова, чтобы глубже погрузиться в эти притягательные образы уже такого далекого от нас времени, которые, тем не менее, звучат в этих работах вполне современно. Особое место в нежной и трепетной душе мастера занимает непреходящий детский интерес и любовь к братьям нашим меньшим. И эту любовь она переносит на холсты и бумагу, забавно и трогательно изображая котов, капибар, рыб и прочую живность. Огромным количеством разных зверей Александра населила и Эдем в своей замечательной картине «Райский сад». В последних сериях работ Александры Сперанской все более четкие очертания начинает приобретать ее авторский стиль, который наиболее верно можно определить как «декоративный символизм» (или «декоративный символический экспрессионизм»). Ибо в ее работах уникальным образом произошел сплав символизма и экспрессионизма, проявленный на холсте в утонченной декоративной форме. В своих работах она уходит в свои фантазии, мечты, которые облекаются в некие архетипические, метафорические, идеальные образы, и воплощаются, с присущей ей тщательностью и вниманием к мельчайшим деталям, в яркие и самобытные декоративные полотна. Для нее равным образом важны в картине и сам образ и цвет и форма, которые всегда объединены в безупречно продуманную изысканную композицию. Как в целом символизм, который возник на переломе 19 и 20 века, был реакцией против материализма и урбанизации эпохи промышленного капитализма, так и «декоративный символизм» Александры Сперанской — это ее голос против глобализации и унификации человеческого бытия в современном мире, это ее внимание к уникальной красоте и своеобразию каждого мельчайшего кусочка пазла, из которого складывается наша жизнь.
Язык искусства одновременно интернационален, потому что это прежде всего язык чувств — и потому всем понятен - и иррационален — и потому может казаться непонятным. Чудо творчества заключается в том, что произведение искусства — зеркало, где отражается личность художника, но при этом каждый зритель видит в нем себя. Если вы на одной волне с творцом произведения искусства, то вам его творчество субъективно нравится. Однако, есть, на мой взгляд, и объективные критерии качественного продукта в живописи. В истинном произведении искусства, к какому бы виду оно не принадлежало — будь это музыка или живопись или архитектура должны присутствовать триединство мысли, красоты и чувства. Когда этот магический сплав присутствует, мы трепещем и осознаем, что созерцаем шедевр. Наверное, кажется слишком пафосным и самонадеянным, говорить о картинах малоизвестного (пока!) современного художника как о шедеврах, потому что все мы привыкли считать настоящими шедеврами только те произведения, которые прошли главную проверку — проверку временем. Но я думаю, что многие работы Александры мы можем с легкой душой назвать «маленькими шедеврами» именно потому, что они находят путь прямо к сердцу зрителя и остаются жить в его душе. Автор эссе Юлия Штерн